Хореография в детском саду
Хореография в дословном переводе означает «запись танца».
Это
понятие появилось, когда люди стали заниматься стенографированием танцев -
быстро записывать движения условными знаками.
В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы
к музыке и танцам, поэтому важно уделить внимание хореографическим занятиям в
ДОО.
Они развивают ребенка с
разных сторон:
Физическая подготовка
Хореография - отличная альтернатива спорту.
Танцы укрепляют мышцы ребенка, развивают
гибкость и формируют правильную осанку.
Легкость
Ребенок раскрепощается в танце, двигается более свободно и учится выражать свои
эмоции через тело - в движениях и мимике. Раскрепощенное свободное состояние,
которое ребенок учится испытывать в танце, переносится и в жизнь. Ребенок
становится более уверенным в себе и свободней общается со сверстниками.
Развитие творческих способностей
Каждый танцор - творец. Он импровизирует, в моменте придумывая новые движения,
и воплощает их в танце. Аналогично и в жизни ребенок становится способными
придумывать новые идеи и нестандартные подходы.
Музыкальные способности
Ребенок учится двигаться в такт, у него развивается чувство ритма и музыкальный
слух.
Развитие мозга
Исследования Н.А.Бернштейна и В.М.Бехтерева доказывают, что движения детей под
музыку влияют на подвижность нервных процессов, а значит способствуют развитию
мозга ребенка.
Чтобы хореография приносила описанную пользу для детей, нужно установить четкие цели для занятий.
Цели
и задачи танцевальных занятий по ФГОС для разных групп в ДОО
Танцевальные занятия в
ДОО проводятся с четкой целью - сохранить и укрепить здоровье детей,
научить их слышать музыку, выявить музыкальные и творческие способности,
привить любовь к здоровому образу жизни и полезным привычкам.
Цель хореографических занятий едина для
всех детей в ДОО, но для разных возрастных групп отличаются их задачи.
У детей 3-4 лет еще слабо развита
координация движений. Они ходят, переваливаясь с одной ноги на другую, много
бегают и неуклюже прыгают. Главная задача танцевальных занятий для младшей
группы - научить малышей слышать, когда мелодия начинается и когда
заканчивается, и совмещать с ней танцевальные движения. Они учатся ходить
ритмично, топать поочередно ногами, выполнять упражнения и движения с
предметами в руках (лентами или мячиками), кружиться в парах.
У детей 4-5 лет уже сформирована осанка,
они умеют спокойно и ритмично ходить, знают некоторые танцевальные движения в
паре и с предметами в руках. Теперь им нужно научиться изменять движения в такт
музыки, запоминать ритм мелодий. Дети тренируются выполнять элементы народных
танцев, например, переход с пятки на носок или приседания. Также в этом
возрасте следует поощрять импровизации ребенка под музыку.
Дети 5-6 лет любят самостоятельно
импровизировать. Они придумывают собственные танцевальные движения, проявляют
интерес к исполнительству. В этом возрасте занятия направлены на отработку
отдельных движений и их последовательное исполнение. Дети учатся менять
скорость и характер движений, прислушиваясь к ритму музыки и взаимодействовать
с остальными танцорами. Их движения становятся более пластичными и
выразительными.
В возрасте 6-7 лет дети хорошо управляют
своим телом и могут непринужденно двигаться под любую музыку. На занятиях они
учатся показывать тонкости движений. Например, переходить с обычного шага на
торжественный марш и обратно. Они осваивают более сложные переходы и наборы
движений, подъемы ног, полуприседания с выставлением ноги под пятку.
Виды и приемы танцевальных занятий в детском саду
Танцевальные занятия должны включать разные виды упражнений, чтобы дети развивались гармонично. Планируя план занятий, включайте:
- Пантомимические
упражнения
Это упражнения для развития мимики и жестикуляции, которые помогают сделать
танец более выразительным. Например, когда в песне звучит строчка “тучка на
небе” - дети хмурятся, а когда “солнышко” - улыбаются.
Это простые элементы народных или современных танцев. Например, воспитатель
водит с детьми хоровод или дети учат переходы с носочков на пятки.
Учат детей показывать общие фигуры и перестраиваться, взаимодействуя с другими
танцорами. Например, сначала дети двигаются паровозиком, а потом
перестраиваются в круг или в шахматный порядок.
Учат детей чувствовать ритм, воспринимать музыку на слух, выполнять движения в такт музыки. Например, сначала под музыку двигаются только руки, затем только ноги, а потом все вместе.
Любое танцевальное упражнение можно преподнести разными способами. Это сделает занятия более интересными и разнообразными, и поможет малышам быстрее запомнить движения и соединить их в танец. Выделяют три основных приема:
1. Наглядный
Воспитатель показывает движения, а дети
повторяют за ним. Важно показывать движения не только в момент изучения нового
танца, но и при повторении старых. Позиции и движения может показывать не
только воспитатель, но и ребенок. Также можно использовать картинки или видео.
Речь становится связующим звеном между
движениями и музыкой. Воспитатель короткими фразами обозначает, какое движение
должны выполнить дети. Например, в определенный момент песни дети должны перестроиться
из круга в шеренгу. Воспитатель сначала объясняет детям, что означает круг и
шеренга. А во время танца в нужный момент говорит "Круг" или "Шеренга", чтобы
дети перестроились.
Дети сильнее вовлекаются в занятие, если
они не только молча двигаются, но и поют песни или разыгрывают сценку. Можно
подобрать песенку, слова которой легко показать движениями. Дети поют песню и
одновременно двигаются. Например, на строчке "Пойдем копать картошку", дети
начинают шагать в ритм музыки, а потом имитировать движение лопатой.
Принципы и правила подготовки хореографических занятий в ДОО
Готовясь к танцевальным урокам, педагогу следует придерживаться некоторых принципов:
1.
Систематичность
Занятия хореографией должны быть регулярными.
Важно постепенно повышать сложность и продолжительность танцевальных движений. Например, ребенок сразу не запомнит весь танец. Разучите отдельные движения и постепенно соединяйте их в общую композицию.
2.
Последовательность
Каждый хореографический урок должен иметь определенную структуру. Сначала
проводится разминка и разогреваются мышцы. Затем вы повторяете выученные
движения, и только после этого показываете детям новые танцы.
3. Доступность
Оценивайте уровень подготовки детей и учитывайте задачи возрастных групп.
Проводите обучение в игровой форме. Например, дети не просто прыгают, а прыгают
как зайчики.
4. Разнообразие
Все движения должны быть интересными и отличаться друг от друга. Начинайте
обучение хореографии с упражнений, которые имитируют движения животных или используются
в детских играх. Они развивают образное мышление, фантазию, учат координировать
свои действия, развивают ловкость и пластичность.
На
танцевальных занятиях дети учатся не просто слышать музыку, ритмично двигаться
и выполнять определенные движения.
Но
и укрепляют мышцы, учатся творчески мыслить, анализировать свои действия,
запоминать последовательность движений, фантазировать и выражать свои эмоции
через танец.
Задача
педагога - правильно организовать танцевальные занятия и вовлекать детей разнообразными
методами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий